ТУТАЕВСКИЕ ПИОНЕРЫ И ШКОЛЬНИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Автор: Кузнецов Алексей ученик 9 “А” класса средней школы №6 г.Тутаева. 1999 год.

Из Тутаевского района 22650 человек ушло на фронт, каждый четвертый не вернулся в родные края, пять земляков стали Героями Советского Союза в их числе маршал Фёдор Иванович Толбухин.

Меня заинтересовало: как помогали фронту, чем увлекались и занимались мои ровесники в военные годы. Небольшие отрывочные сведения по школам района были, но данная работа – это первая попытка обобщить, собрать воедино весь имеющийся материал по теме «Тутаевские пионеры и школьники в годы Великой Отечественной войны».

Мною в областном и городском архивах были изучены документы, периодическая печать тех лет, найдено немало интересных фактов. В работу включены воспоминания секретаря райкома комсомола военных лет Копровой Полины Ивановны о деятельности пионерской организации. В годы войны она вела дневник, в который записывала все значительные события тех лет.

О жизни пионеров и школьников детского дома №26 рассказала мне Александра Александровна Лебедева, работавшая там завучем.

Своими воспоминаниями поделился со мной Кошелев Сергей Сергеевич, пионер военных лет, а затем юнга знаменитой школы юнг на Соловках.

Роза Константиновна Соловьева, так же пионерка военных лет, подарила мне фотографию и рассказала, как её в сентябре сорок первого года принимали в ряды юных ленинцев. В  своей работе я также использовал личные архивы жителей нашего города.

Фрагмент газеты ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА 26 июня 1941 г., № 75

Накануне Отечественной войны основой пионерской организации являлась пионерская дружина школы или детского дома во главе со штабом, членов которого назначал старший вожатый. В нашем городе любимыми вожатыми были Саша Самарин и Алеша Журин, оба они погибли в войну.

При райкомах комсомола создавались штабы пионеров. До сих пор, спустя много лет, Сергей Сергеевич Кошелев помнит день приёма его в пионеры, помнит все детали пионерского сбора и тот волнующий момент, когда ему вручили красный галстук и пионерский значок. В те годы пионерский галстук не завязывался узлом, а зажимался значком. Пионеры участвовали в художественной самодеятельности, на праздники готовили вечера, выпускали газеты. А летом, вспоминает Сергей Сергеевич – большинство мальчишек пропадали на Волге. При спасательной станции работал клуб «юных осводовцев», где изучалось морское дело. Мальчишки с удовольствием изучали флажный семафор, учились вязать морские узлы, изучали водолазное дело, ходили на шлюпках и под парусом. Затем следовал серьезный экзамен и как награда за труды значок «Юный Осводовец». Каждый мечтал стать если не адмиралом, как наш земляк Ф.Ушаков, то уж капитаном обязательно.

Но, наступил 1941 год. Началась Великая Отечественная война. «Неожиданно закончилось детство», – пишет Сергей Сергеевич. В сентябре начался новый учебный год. Начались проблемы с учебниками, тетрадей  не было, их делали из серой оберточной бумаги, а некоторые писали на газете, между строк. От ручек пришлось отказаться, зимой чернила замерзали, в школах было холодно, дрова для печек использовали сырые – прямо из леса. В летние каникулы ученики старших классов вместе с педагогами заготавливали дрова на зиму, но их было недостаточно. В неполной средней школе №4 (она находилась на Волжской набережной – 49), где учился Сергей Сергеевич Кошелев, военрук Валерий Сергеевич Копров создал караульную команду из ребят старшеклассников, которая кроме учёбы в ночное время, с винтовками охраняла школу и сараи с дровами. К этой мере предосторожности прибегли из-за близости фронта, боялись диверсий.

По воспоминаниям учительницы средней школы №2 Андриановой А.О., в сорок первом году ученики 8 – 9-х классов были мобилизованы на оборонительные работы: рыли противотанковые рвы. Первоначально работы велись на берегу Волги (остатки этих рвов до сих пор сохранились на левом берегу города). Затем работы передвинулись к железнодорожной станции. Работал целый батальон – большинство девочки. Из-за плохой одежды мороз и ветер пробирали до косточек. В декабре 1941 года, после разгрома гитлеровцев под Москвой, был издан приказ распустить трудовой фронт. Все вернулись в шкалу.

Школьные здания в городе были заняты госпиталями, в тех помещениях, которые были отведены под класс, было недостаточно места. Приходилось учиться в три смены

Но, не смотря на все превратности судьбы, ребята успевали, и учиться и заниматься общественно-полезной деятельностью.

Каждую учебную четверть райком комсомола собирал пионерский актив района, который подводил итоги сделанного, отмечал лучших ребят, принимал обращения, зовущие на новые дела. Например, в мае 1942 года был проведен пионерский актив под девизом: «Шире развернём тимуровское движение». Его участники обратились ко всем пионерам и школьникам района с призывом: «использовать лето для полезных дел. Помочь в  колхозе ухаживать за будущим урожаем, полоть сорняки, собирать грибы, ягоды, лекарственные травы, выращивать цыплят, утят, кроликов для госпиталей». Средняя школа №1 прямо на  активе вызвала на соревнование учеников средней школы №2.

А вот что вспоминает о тимуровском движении в своей школе №4 Кошелев Сергей Сергеевич: «Шефствовали над престарелыми, оказывали им помощь в снабжении дровами. Собиралось 10-12 мальчишек и девчонок», брали двое – трое – четверо санок деревянных, ехали в лес за племхоз, нарубали дров и отвозили своим подшефным». Школьники района поддержали обращение райкома комсомола о  сборе лекарственных трав: ученики начальной школы №27 собрали по 1кг свежих ягод шиповника и лекарственных трав, а тимуровцы средней школы №1 под руководством вожатой Алабышевой  в начале лета сорок второго года собрали и сдали в аптеки города ромашки, липового и цвета и красного клевера 56 кг.

«Все пионерские дружины, пишет П.И. Копрова, – активно помогали фронту: собирали бутылки под горючую смесь для взрывов танков, посылки бойцам на фронт. Для них – ребята

собирали и сушили грибы, сухари, картофель. Вязали шерстяные носки, варежки, шарфы, шили кисеты и набивали их табаком. Собирали у населения теплые вещи. Те, у кого была мука, пекли в подарок колобочки, печенье. В посылки вкладывали письма, написанные всем отрядом, с просьбой прогнать фашистов с нашей земли.

Иллюстрация из книги РЫБИНСК (документы и факты по истории города) 1979.

Ребята собирали деньги для строительства эскадрильи самолетов «Ярославский комсомолец» подводной лодки «Ярославский комсомолец», звена истребителей «Ярославский пионер», батареи дальнобойных орудий «Юный ярославец». В сборе средств отличились пионеры школ №18 (ныне школа №5), Николо-Эдомской и Емишевской школ. Особенно пионеры В. Иванова, В. Дубровская, П. Орлов, Н. Веселов, В. Скворцова. На постройку истребителя «Ярославский пионер», ставшего мечтой каждого юного патриота, школьники средней школы №2 собрали 580 рублей, учащиеся средней школы №3 -1100 рублей. Пионеры 59-ой Савинской школы поставили несколько спектаклей, а вырученные деньги передали семьям, в которых погибли отцы. Они же наладили у себя в школе производство посылочных ящиков, а школьный кружок рукоделия изготовлял полотенца, носовые платки, кисеты для доблестных воинов.

Иллюстрация из книги “Поколение огненных лет” 1980 г. Автор: И.Сидоров

Собирали и посылали посылки – защитникам Ленинграда, участникам Волховского фронта. На годовщину Советской Армии в 1942 году было отправлено 7200 посылок. Вот что об этом сообщала наша районная газета «Тутаевский ударник»: «За день поступило 5464 рубля, 820 килограммов картофеля, 777 килограммов ржи, 1500 яиц, сливочное масло, сухие грибы». «Учащиеся Сывороткинской школы и воспитатели детского дома собрали на покупку подарков 500 рублей, меховые вещи, белье, 5 килограммов муки, – сушеные грибы, сшили кисеты и набили их табаком». «Учащиеся школы №2 совместно с учителями собрали 2200 рублей, связали воинам теплые вещи: носки, варежки, шарфы». «Ученицы средней школы №2 Белградская и Архиреева собрали 71 книгу художественной литературы и передали госпиталю».

В ответ на посылки от фронтовиков приходили в адрес пионеров тёплые письма благодарности «за тепло юной души». Так пионерам Савинской школы пришло тёплое письмо от бойцов Волховского фронта: «Ваши подарки мы получили в новогоднюю ночь. Было очень приятно. Утром ходили в атаку и заняли село. Злится фашист, а пятится, чувствует, что капут приходит. Настроение наше бодрое. Мы твёрдо уверены в победе».

Фрагмент газеты ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА 8 июля 1941 года № 80

Огромный вклад в победу над фашизмом внесли пионеры села. Все взрослые мужчины были на фронте, и ребята всеми силами помогали родному колхозу, семье. Около сотни подростков из деревень колхоза «Парижская коммуна» в первые дни войны собрала в колхозной конторе учительница Клавдия Александровна Самсонова, они решили помочь в уборке, заменив ушедших на фронт отцов: кто постарше – работали на сеноуборке: ворошили, возили и укладывали сено, другие – на заготовке корня и веточного корма для скота.

В эти дни всеми школьниками района был услышан призыв Каратаевой Мани, Голубевой Нины, Прозоровой Вали, Шкелёвой Зины, пионерок из колхоза «Наука» (Потыкинского с/с): «Ребята, помогайте колхозам!», с которым они обратились через районную газету «Тутаевский ударник». Сами они организовали 35 школьников для заготовки веточного корма для овцеводческих ферм и ежедневно в 2 раза перевыполняли план заготовок.

Зимой 41-42 годов учащиеся старших классов изучали сельскохозяйственную технику: комбайны, трактора, прицепные устройства. А в мае 1942 года РК ВКП(б) провел районную конференцию старшеклассников, на которую были приглашены и руководители МТС, колхозов, были подведены итоги по освоению техники и распределили ребят на летнюю работу по хозяйствам. Подростки становились за плуг и на быках, коровах пахали землю. Газета «Тутаевский ударник» за 20 апреля 1943 года писала: «Хорошо работает 11-летний бороновальщик пионер Вася Егоров из колхоза «Красное Тулино». На работу выходит очень рано, наряда бригадира не дожидается, и, не смотря на свой юный возраст, нормы на бороновании систематически перевыполняет.» 11-летняя Катя Алексеева и 12-летняя Нюра Куликова из колхоза «Пожарный Доброволец» (Борисоглебского с/с) на уборке льна ежедневно околачивали по 300-350 снопов, перекрывая взрослую норму.

Пионеры ежегодно оказывали помощь селу: пропалывали посевы, срезали верхушки клубней для посадки, собирали удобрения, косили сено, ухаживали за молодняком, пасли колхозный скот, помогали убирать урожай, С наступлением осени, чуть ли не до «белых мух» работали в колхозах и школьники города.

Несмотря на трудности военного времени, жизнь школьников и пионеров была разнообразной. Пионерские сборы и школьные вечера посвящались героям гражданской и отечественной войн, подвигам Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, адмиралов Ушакова и Нахимова. Часто проводились встречи с воинами, это были раненые, эвакуированные в наши местные госпитали и бойцы из войсковых частей, прибывших на переформировку. Пионерам школы №4 надолго запомнилась встреча с представителями Карельского фронта. В школах работали оборонные кружки. В мае 1942 года в парткабинете РК ВКП(б) прошла необычная выставка: были представлены стенгазеты, из них более половины школьные, лучшими из них были признаны:

– стенгазета «За учебу» 6 класса неполной средней школы №4, в которой ярче, чем в других отразились патриотические настроения юных авторов. Заметки «Смерть фашистам!», «Советские пилоты» о нашем земляке Петре Шитове, повторившем подвиг Гастелло, частушки, сами за себя говорили о ненависти к захватчикам.

– В газете «Ворошиловец», детского дома №26 было помещено стихотворение воспитанника Новичкова, где он пишет:

«Вражеский огонь одолевая,

Вышли в бой советские войска.

Чтоб сразиться с вражескою силой

За свои свободные права».

Отдельной страницей в летописи пионерского движения тех грозных военных лет можно выделить жизнь пионеров детского дома №26. Здесь нашли свой второй дом не только тутаевские ребята, но и дети из Ленинграда и Ленинградской области, а также 20 человек финнов. Директором детского дома была в то время Анна Ивановна Мухина, её ребята называли мамой за её душевные качества и доброту. Учителя по труду Трофимова Александра Георгиевича за доброту ребята называли дедушкой, не меньше любили и строгую, но справедливую Веру Михайловну Мыльникову.

В детском доме работали свои органы самоуправления: «совет дружины, детский совет, избираемые ребятами. Совет подразделялся на комиссии: хозяйственную, учебную, культмассовую, санитарную. У каждой комиссии был свой командир, свой план работы. Члены Совета следили за дисциплиной и порядком в детском доме, возникающие проблемы разрешались там же. Сидеть, сложа руки, было некогда. Вместе с воспитателями работали на подсобном хозяйстве, помогали в полевых работах племхозу. Ухаживали за садом, заготавливали овощи на зиму, заботились о молодняке. У ребят было большое хозяйство, в том числе две лошади, подаренные детдому самим С. Будённым.

С этим фактом связана целая история. В начале войны в распоряжении ребят и педагогов была лишь старая кобыла, на которой много было не потрудиться. Тогда ребята набрались смелости и написали письмо К.Е. Ворошилову, чьё имя носил детдом, с просьбой подарить им лошадь. Ворошилов же это письмо передал Будённому, так как тот командовал конницей. И в результате детский дом получил двух огромных тяжеловозов. Ребята под руководством учителей труда пошили и вышили К.Е.Ворошилову рубашку.

Детский дом был настоящим культурным центром левобережья. Концерты и спектакли, демонстрируемые в кинотеатре имени Кирова, проходили с неизменным успехом. Большая заслуга в этом Александры Александровны Лебедевой. Ею были поставлены пьесы «Петрушка – иностранец», «В людях», «Снегурочка» и опера «Красный цветок».

Навсегда в памяти воспитанников детского дома остались новогодние вечера, на которых все сто с лишним ребят были одеты в карнавальные костюмы. Не забывают они, уже давно став взрослыми, свою юмористическую газету «Цап царап», выпускаемую в стихах, а от этого ещё более острую и актуальную. В детском доме были свой хор и свой танцевальный коллектив, под руководством Анны Евгеньевны Соколовой. Стало традицией чтение вслух с последующим обсуждением прочитанного. Особенно ребята зачитывались книгами Гайдара. В результате родилось тимуровское движение. Мальчики пилили и кололи дрова, девочки помогали носить воду, мыть полы, нянчить детей. Собирали так же посылки на фронт. Воспитатель детского дома Евдокия Александровна Кузнецова вспоминает «Хотя и были трудные годы, работать приходилось много, был какой-то подъём духа, желание трудиться».

В январе сорок четвертого года в нашем городе проходил районный смотр художественной самодеятельности, в котором участвовало 18 коллективов, 118 ребят. Смотр продолжался несколько дней.

А на областной смотр художественной самодеятельности сельских школ от нашего района был послан коллектив Шаленской избы-читальни, в составе 6 человек. За лучшее исполнение танцев на этом смотре наш коллектив был награжден Почётной грамотой обкома ВКП(б) и исполкома облсовета.

Мы видим, что в годы войны пионеры и школьники были незаменимыми помощниками взрослых в их делах, вместе с ними они на своих плечах вынесли все тяготы военного времени, рано повзрослели, заменяя своих родителей у станков на фабрике «Тульма» и в поле.

Закончить свое выступление я хочу словами обращения Полины Ивановны Копровой к нам, нынешнему поколению:

«Долг нынешних учащихся чтить память павших за Родину. Помнить о страдании и стойкости отцов, матерей, детей, ваших дедушек и бабушек. Сохраните свою сыновью верность земле, где вы родились, осмыслили себя. Будьте преданными народу, который спас планету от фашизма. Не верьте тем, кто клевещет на наше героическое прошлое.

С уважением, любовью и надеждой секретарь Тутаевского райкома комсомола военных лет П.И.Копрова.

3 декабря 1999 года».

Литература

  1. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. Ж. «Просвещение», 1978.
  2. ГАЯО (Государственный архив Ярославской области), газета «Тутаевский ударник», 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 гг.
  3. Городской архив: газета «Тутаевский ударник», 1942, 1943, 1945.
  4. Документы городского музея.
  5. Частные архивы: А.А.Лебедевой Н.А.Манеровой.
  6. А.О.Андрианова «Воспоминания», архив музея средней школы №6 г. Тутаева.
  7. П.И.Копрова «Воспоминания о работе пионерских организаций Тутаевского района в годы Великой Отечественной войны», архив музея средней школы №6 г. Тутаева.
  8. С.С.Кошелев «Моё военное детство» (воспоминания), архив музея средней школы №6 г.Тутаева

Данная статья была опубликована в 2002 году

в Сборнике “Страницы истории Романов-Борисоглебского края.


журнал МУРЗИЛКА №8-9 август – сентябрь 1941

P/S: 11 декабря 2019 года, Ярославская областная Дума ( большинство в которой у депутатов “Единой России”) отклонила предложенный КПРФ законопроект о “Детях войны”

Законопроектом предлагалось ввести новую категорию получателей мер социальной поддержки – «Дети войны», отнеся к таковым лиц, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавших на территории СССР в годы ВОВ (за исключением отбывавших наказание в местах лишения свободы в этот период). Для детей войны предлагалось установить меры социальной поддержки в виде:

— внеочередного оказания медицинской помощи;

— компенсации 25% расходов на оплату жилого помещения (в пределах социальной нормы площади жилья) и коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления);

— ежегодной выплаты ко Дню Победы в размере 1000 руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *