Мы были первыми
В ТУТАЕВЕ я живу с 1936 года. Отсюда был призван на службу в армию. Война застала меня в Закавказье. Части Бакинской армии ПВО, где я служил, участвовали в боях под Грозным. В числе полученных мною наград — орден Отечественной войны II степени, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После окончания войны вернулся в Тутаев. Был он тогда совсем небольшим городком с двумя промышленными предприятиями — льнокомбинатом «Тульма» да валяным заводом. Молодежь в городе не задерживалась, уезжала в Прибалтику, в другие области страны. Искали работу, возможность получения жилья, стремились вырваться из сонной тишины уездного городка.
Начало строительства моторного завода буквально всколыхнуло Тутаев. Город ожил. Перспективы работы на современном промышленном предприятии, широкомасштабного жилищного строительства обрадовали тутаевцев. Они означали, что можно будет, не покидая родные края, найти заработок, получить квартиру.
Я в то время работал в «Ярэнерго». Постоянные разъезды надоели, поэтому, не колеблясь, решил уйти на строящийся завод. Взяли меня слесарем высоковольтного хозяйства. Но так как Тутаевского завода как такового еще не было, в трудовой книжке сделали запись о приеме на ЯМЗ. Датирована она январем 1971 года.
На месте нынешних корпусов — огромная стройплощадка. Электроэнергию вырабатывают движки. Ее не хватает. Поэтому первым делом электриков стало строительство временной подстанции. Располагалась она неподалеку от нынешней проходной у отдела кадров. Кабель к ней тащили от старой автозаправки. Временная подстанция обеспечивала только нужды стройки. Поэтому встал вопрос о строительстве новой подстанции, распределительных пунктов, прокладке кабелей к цехам.
Наша бригада трудилась дружно. Огромный объем работ не пугал, старались делать всё в сжатые сроки. Цех поршней и гильз, термогальванический, литейный, водозабор, компрессорные строили почти одновременно.
В 1972 году были сданы в эксплуатацию и два первых жилых дома. Это дома №№ 46, 48 на улице Комсомольской. В одном из них получил квартиру и я. Вскоре построили первый продовольственный магазин, тоже на Комсомольской. Примерно в это же время в Тутаеве стали появляться асфальтированные дороги в новых микрорайонах, к строящемуся заводу.
На работу и домой ходили пешком. Сообщение с областным центром осуществлялось с помощью автофургонов — грузовых машин с оборудованным для перевозки пассажиров кузовом, первыми автобусами, которые стали ходить также благодаря строительству завода. На них ездили и рабочие, и начальство, у которого тогда не было такого количества персональных машин.
На моторном заводе я отработал девятнадцать лет. Награжден медалями «За трудовое отличие», «Ветеран труда», значком «Отличник социалистического соревнования Министерства автомобильной промышленности», знаками «Ударник 9-й пятилетки», «Победитель социалистического соревнования 1973 г.». Восемнадцать лет носил почетное звание «Ударник коммунистического труда». Особенно запомнились первые годы работы — годы интенсивного строительства, активной общественной жизни. Каждый праздник проводили награждения; торжественные собрания. Возводя завод, мы чувствовали, что делаем значительное дело, что за нами следит вся страна, ожидая первую продукцию моторостроителей.
И. РЯБЧИКОВ, ветеран труда.
Газета “Берега” №4 от 14 января 1993 года.
Оцифровка статьи и распознавание текста выполнены редакцией сайта ZA-TUTAEV.RU, гл.редактор А. Шеповалов.
Постоянная ссылка на статью: https://za-tutaev.ru/?p=3446