Тутаевец руководивший “Мосгорсправкой”
В статье «Директор справочной службы» опубликованной в далеком 1959 году, рассказывается о нашем земляке Михаиле Павловиче Лавочкине, более 30 лет возглавлявшем Московскую справочную службу.

Михаил Павлович Лавочкин у контрольного аппарата
Разноцветные лампочки одна за другой вспыхивают на контрольном щите, установленном у письменного стола. Зажглась одна, другая, погасли и через секунду снова заморгали зеленые, красные сигналы. Доска «дышит» весь день — с утра до вечера, и кажется, что за ней скрыт живой, ритмично работающий организм.
Так оно и есть на самом деле, но об этом— ниже. А пока посмотрим, чем занят невысокий худощавый человек за письменным столом. Вот, оставив на время чтение документов и писем, образующих стопу внушительных размеров, он поворачивается к щиту. Снята с рычага телефонная трубка, ее шнур вставляется в гнездо под вспыхнувшей лампочкой, и в разговор включается третий собеседник:
— Ваш ответ, товарищ информатор, нельзя признать исчерпывающим. Сообщив, что Порядковый переулок находится между Новослободской улицей и Угловым переулком, вы не рассказали абоненту, как проехать к этому месту. Вас не спрашивали о транспорте? Это ничего не значит! Ответ должен быть таким, чтобы исключить возможность последующего запроса.
Девушки-информаторы, работающие на коммутаторе «05», хорошо знают голос Михаила Павловича Лавочкина — энергичного, инициативного руководителя «Мосгорсправки». Эта организация недавно въехала в новое помещение, и контрольный щит, который мы видели в здании на Чистых прудах, в кабинете на улице Горького еще не установлен. Но и без такого устройства в «Мосгорсправке» всюду чувствуется глаз взыскательного директора.
Сотрудники «Мосгорсправки» дают ответы на самые разнообразные, порой совершенно необычные вопросы: где можно взять на воспитание ребенка и куда обратиться, чтобы установить, ядовита ли пойманная змея: сколько опер и балетов написал композитор Цезарь Кюи и существует ли мастерская по ремонту термосов.
— Как вы думаете, сколько таких справок мы даем ежедневно?— спрашивает М. П. Лавочкин. И сам же отвечает: — Более пятидесяти тысяч. Но это только москвичам и гостям столицы, обращающимся в наши справочные киоски, и абонентам «Мосгорсправки», звонящим в бюро обслуживания по телефону «05». Немалое место в нашей работе занимают ответы на тысячи писем, приходящих со всех концов страны.
Михаил Павлович увлеченно рассказывает о междугородных и даже –международных связях «Мосгорсправки». Организацией Московской справочной службы интересуются ни только работники родственных предприятий других городов Советского Союза, но и в ряде стран социалистического лагеря. Охотно, от души в личных беседах и в подробных письмах делится М.П. Лавочкин опытом с товарищами из Ленинграда и Киева, Ташкента и Одессы, Пекина и Софии.
А каким замечательным справочным материалом служат газетные вырезки! 25 тысяч вырезок ежедневно рассылает специальный отдел «Мосгорсправки». Какими необходимыми москвичам оказалисть введенные по инициативе М. П. Лавочкина такие формы обслуживания, как справки о репертуаре всех московских кинотеатров, получаемые из любого телефона-автомата.
Недавно за непрерывную, в течении 25 лет, добросовестную работу в справочной службе столицы исполком Моссовета наградил М. П. Лавочкина почетной грамотой. Член партии с 1918 года, участник двух революций, гражданской войны и хозяйственного строительства в первые годы Советской власти. Михаил Павлович четверть века назад всей душой отдался новой для себя работе. Киоски справочной конторы тогда давали два миллиона справок в год. Сейчас количество ответов, выдаваемых справочной службой столицы в течение года, достигает восьми миллионов.

М. П. Лавочкин — подлинный энтузиаст своего дела. Он взволнованно говорит о десятках справочных киосков, которые появятся в новых районах жилищного строительства и у входов запроектированных линий метро. В скором времени «Мосгорсправка» будет давать ответы не только об адресах магазинов, но и о том, каким ассортиментом они в данный момент располагают. Недалек день, когда в справочных киосках появятся обстоятельные картотеки со всеми необходимыми сведениями, и информатор сможет давать исчерпывающие ответы, не обращаясь, как сейчас, по телефону в справочный центр. Что же касается нововведений, близких к осуществлению, то это увеличение более чем в три раза числа телефонных аппаратов на коммутаторе.
Справка-услуга, справка-поручение — и такие формы коммунального обслуживания будут с благодарность приняты москвичами и гостями столицы. А признательность советских людей — лучшая награда старому большевику Михаилу Павловичу Лавочкину.
С. Яковлев.
Газета «Вечерняя Москва», 22 октября 1959 года
Общественное движение «За Тутаев» выражает благодарность Дмитрию Соколову правнуку Михаила Павловича за предоставленные для публикации материалы.