Тутаев - город машиностроителей

Тутаев - город машиностроителей

Пятьдесят лет назад Тутаев был тихим провинциальным городком с населением 16 тысяч человек и единственным крупным промышленным предприятием - льнокомбинатом «Тульма». Кардинальные изменения в производственном профиле города произошли в 60 -70-е годы прошлого века, в период реализации государственной стратегии развития малых городов Центральной России как базисного звена системы расселения. Программа «500 малых городов СССР» предполагала распространение промышленности из крупных центров в малые города. Близость к крупному промышленному центру (Ярославлю) определила включение Тутаева в эту программу и его будущее развитие.

В тот временной период промышленное развитие страны предусматривало развитие всех отраслей Автопрома, что, безусловно, потребовало увеличения производственных мощностей Ярославского моторного завода, специализирующегося на выпуске дизельных двигателей. Но для этого завод не обладал достаточными производственными площадями.
Их расширение в пределах самого Ярославля ограничивалось экологическими факторами и планировочными соображениями. Тогда было принято правительственное решение о создании в Тутаеве, расположенном в 38 километрах от областного центра, филиала ЯМЗ.

И вот весенний рассвет разбудил шум голосов и рокот техники. На голой болотистой равнине высадился десант строителей. Они рубили лес, рыли котлованы, готовя площадку подстроительство нового завода. В первом десанте посланцев Ярославского моторного завода на стройплощадку, появившуюся на середине пути между Ярославлем и Рыбинском, прибыли будущий главный энергетик Клавдий Алексеевич Матвеев, будущий начальник корпуса запасных частей Валентин Павлович Барышников.

В нескольких передвижных вагончиках в открытом поле располагался штаб строительства, где в мозговом штурме решались насущные задачи, строились планы на будущее.
Прежде всего думали о первостепенном: надо было создать энергетическую базу, наладить водоснабжение, проложить инженерные коммуникации. Но даже самая смелая фантазия не предполагала, какое будущее уготовано заводу и городу.
Размещение завода было четко спланировано проектировщиками института «Гипродвигатель»: созданная на южной окраине правобережной части города в удалении от планировавшихся жилых микрорайонов промплощадка была расположена на автомобильной трассе, идущей от Ярославля на Рыбинск, вблизи железнодорожной ветки, соединяющей город со станцией Чебаково. Промышленная площадка создавала идеальные условия для подведения инженерных коммуникаций и для территориального роста в случае увеличения мощностей производства.

Первоначальный проект предусматривал строительство в Тутаеве цеха поршней и гильз Ярославского моторного завода (гильзо-поршневые комплекты стали первыми изделиями, которые стал выпускать цех в 1971 году для ЯМЗ).
Однако в 1969 году проектное задание было пересмотрено в связи с необходимостью производства агрегатов для двигателей ЯМЗ и производства отливок из серого чугуна.
По проекту 1969 года предусматривалось строительство корпуса запасных частей общей площадью 69 тысяч кв. метров.
В 1970 году этот корпус начали возводить о дновременно со строительством сооружений водоочистки и водоснабжении.
Строительство завода в Тутаеве было также прямо связано и с увеличением выпуска в стране автомобилей большой грузоподъемности и производством мощных колесных тракторов «Кировец».
Приток рабочих кадров со всей страны породил бум жилищного строительства в Тутаеве. Уже в 1971 году были заселены два первых жилых дома N46 и N48 на улице Комсомольской, которой предстояло стать одной из главных улиц города.
В 1972 году были созданы первые мощности корпуса запасных частей, построены очистные сооружения, котельная.
А в январе 1973 года были изготовлены первые детали поршневой группы для семейства ярославских двигателей более чем на 10 млн. рублей. Была сдана в эксплуатацию вторая очередь очистных сооружений, 58 километров линии электропередач.
1973 год ознаменовался тем, что продолжали наращиваться производственные мощности первой очереди корпуса запасных частей. Они выросли настолько, что за один месяц выпускалось 1800 комплектов поршней и гильз.
1974 году на основании приказа по Министерству автомобильной промышленности СССР Тутаевский завод дизельных агрегатов получил статус производственной единицы производственного объединения «Автодизель». А в декабре 1974 года произошло событие, которого так ждал весь коллектив завода: состоялся пуск первой очереди чугунолитейного цеха, оборудованного по последнему слову техники.
Монтировали новейшее оборудование специалисты, прибывшие со всей страны и даже из-за рубежа. В то время рядом с русскими рабочими и инженерами трудились специалисты из Японии и Швеции. У всех было одно стремление - как можно быстрее ввести уникальное оборудование в строй.
По комсомольским путевкам сюда направлялись тысячи юношей и девушек, для которых завод стал серьезным испытанием характера, стартовой площадкой в большую жизнь. Результаты ударного комсомольско-молодежного труда не замедлили сказаться! В условиях продолжающегося строительства завода коллектив тутаевских моторостроителей в течение 1973-1975 гг. дал народному хозяйству СССР продукции на сумму свыше 60 млн. рублей.
В эти годы были введены в строй вторая очередь корпуса запасных частей и вторая очередь чугунолитейного цеха, задействована компрессорная станция, закончено строительство водозабора с внешними сетями. И в город пришел водопровод.

С начала 70-х годов параллельно с развитием ТМЗ развивался город: одновременно с цехами в эксплуатацию вводились новые жилые дома, коммуникации, социальная инфраструктура. Тутаев превращался в современный промышленный центр, сохраняя при этом свой неповторимый провинциальный облик в исторической части. Со всей страны в город по пригла-шениям съезжались люди, которых привлекала романтика комсомольских строек, возможность приложения своих знаний и опыта.
Интенсивно велось строительство жилья для работников предприятия. Свои двери распахнула средняя школа N4, рассчитанная на тысячу учащихся. Первых дошколят принял детский сад N 1 на улице Комсомольской. Открылась детская поликлиника. В 1975 году открылся первый в городе крупный торговый центр — универмаг «Одежда».

К концу 70-х профсоюзная организация завода насчитывала 6845 членов профсоюза, в соцсоревновании участвовало 6539 человек, трудилось 1477 ударников и 5 бригад коммунистического труда.
В те годы многим заводчанам были известны имена победителей соцсоревнования.
Среди них - Зинаида Васильевна Румянцева, Галина Михайловна Орлова, Нина Селиверстовна Морозова, Александр Юрьевич Мухин, Леонид Федорович Белов, Василий Иванович Червяк, Александр Петрович Федоров, Сергей Юрьевич Ошитков, Юрий Викторович Ветчинкин, Евгений Вячеславович Галочкин и другие.
В 1976 году вышло постановление Совета Министров СССР об организации производства на заводе новых двигателей семейства ЯМЗ-840 и ЯМЗ-240, обеспечивающих качественный рост технико-экономических показателей автомобилей МАЗ, КрАЗ, карьерных само-свалов БелАЗ. В это же самое время возрос выпуск могучих тракторов К-700 и К-701, завоевавших авторитет у тружеников полей своими замечательными эксплуатационными качествами и выносливостью.
Ярославские двигатели нового семейства предназначались для использования на перспективных двухосных и трехосных автомобилях с осевой нагрузкой 10 тонн, автомобилях повышенной проходимости, карьерных самосвалах грузоподъемностью З0 и 45 тонн.
Приказом генерального директора Ярославского ПО «Автодизель» от 26 июня 1976 года № 72 с 1 января 1977 года Тутаевский завод дизельных агрегатов был переведен на юридическую и хозяйственную самостоятельность, оставаясь одним из предприятий в составе ПО «Автодизель».

Новыми трудовыми достижениями был ознаменован 1978 год. Правительство утвердило проект развития предприятия, согласно которому предусматривалось возведение механосборочного корпуса площадью 114 тысяч кв. метров и расширение агрегатного корпуса (его площадь должна была составить 101 тыс. кв. метров), строительство станции испытания двигателей, корпуса вспомогательных служб,создание собственного производства горячих штампов мощностью 50 тысяч тонн в год, развитие транспортно-складского и энергетического хозяйств.
А тем временем на Тутаевский завод дизельных агрегатов продолжала отовсюду прибывать молодежь. Необходимо было организовать досуг молодых. Для этого на улице Комсомольской развернули временный спортивный комплекс-конструкцию с надувными стенами и крышей. В 1990 году его заменил спорткомплекс «Старт», построенный по последнему слову техники.
Молодые и энергичные моторостроители нуждались также и в культурном досуге. Они регулярно посещали музеи Москвы и Ярославля, путешествовали по золотому кольцу России. По культурному обмену побывали в странах соцлагеря. Открытие в Тутаеве в 1982 году, дворца культуры стало настоящим праздником для горожан. Появилась прекрасная возможность принимать у себя известных артистов.
В 1983 году Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР за Тутаевским заводом дизельных агрегатов было закреплено производство двигателей ЯМЗ-8423 для модернизированных тракторов К-701-М, что стало новой вехой в развитии предприятия.
Началось ускоренное создание мощностей по выпуску силовых агрегатов для грузовых автомобилей МАЗ, КрАЗ, дизельных двигателей к «кировцам». Для этого поэтапно были пущены кузнечно-прессовый, механосборочный, агрегатный корпуса, создана сеть вспомогательных заводских служб.
Завод и его обрабатывающие центры комплектовались оборудованием ведущих фирм мира и лучших предприятий отечественного станкостроения, в том числе станками с ЧПУ.
В 80-е годы город приобрел современные черты. Строились школы, аптеки, больничный комплекс, магазины, крытый рынок и другие объекты социальной сферы. Для обеспечения завода молодыми рабочими кадрами построили городское профтехучилище.

В декабре 1984 года был утвержден проект первой очереди завода на выпуск 18 тыс, двигателей с увеличением производства чугунного литья до 119 тыс, тонн и организацией производства алюминиевого литья с объемом выпуска 6,6 тыс. тонн в год. Численность работающих предусматривалось довести до 17200 человек.
С вводом новых производственных мощностей площадь заводской территории составила 160 гектаров. Проект предусматривал следующее размещение продукции на производственных участках: механосборочный корпус и станция испытания двигателей - изготовление основных узлов и деталей, сборка и испытания двигателей; агрегатный корпус - все коробки передач и головки блоков цилиндров; корпус запасных частей - агрегаты к двигателям, автоматные детали, заготовительный участок и товары народного потребления; механосборочный корпус №2 - вспомогательное производство, гильзо-поршневые комплекты, отдельные детали двигателей; БЛЦ - отливки блоков цилиндров и алюминиевое литье; производственно-складской корпус - производство пластмассовых изделий.
По проекту завода более 80% продукции должны были составлять новые виды изделий, в том числе, двигатель ЯМЗ-8423 для модернизированных «кировцев» (К-701М).
С учетом качественных характеристик это был большой шаг вперед: при уменьшении веса двигателя обеспечивался прирост производительности на 16%, снижение расхода потребляемого топлива на 19%, масла - в 1,5 раза. Двигатель ЯМЗ-8421 должен был производиться взамен ЯМЗ-238Ф и ЯМЗ-238Л, коробки передач КПП-238 и КПП-201 - вместо выпускаемых Ярославским моторным заводом КПП-236.
Проектом также предусматривалось повышение технического уровня производства, что предусматривало механизацию и автоматизацию техпроцессов.
В восьмидесятые годы значительно возросли темпы промышленного строительства. В 1984 году была введена в эксплуатацию вторая очередь кузнечно-прессового цеха с его уникальным оборудованием. Но без решения кадрового вопроса невозможно было освоить серийное производство новых двигателей. Вот почему одновременно с вводом на заводе новых мощностей в городе вводились новые жилые дома, а также объекты социально-бытового и культурного назначения — городская школа N1 на 1176 учащихся, аптека на улице Советской, ресторан «Русь».
1985 год стал очередной вехой в истории предприятия. 5 марта 1985 года, согласно приказу Минавтопрома, «в связи с изменением профиля производства и специализацией на выпуск дизельных двигателей Тутаевский завод дизельных агрегатов переименован в Тутаевский моторный завод».
В 1986 году на ТМЗ были созданы первые мощности по производству нового семейства дизельных двигателей типа ЯМЗ-842 для комплектования большегрузных автосамосвалов, автопоездов и тракторов К-701М Кировского завода.
1987 год ознаменован вводом мощностей для выпуска 4 тыс. двигателей, а 31 марта 1987 года начался выпуск дизельных агрегатов. На предприятии тогда была введена в действие вторая очередь механосборочного корпуса и третья очередь КПЦ.
В городе было закончено строительство больничного комплекса, гастронома N8, крытого рынка. Сбылась давняя мечта горожан —открылся районный узел связи на 4 тыс. номеров. В 1986 году было завершено строительство школы №.3 и поликлиники для взрослых, вступил в строй комбинат бытового обслуживания населения на улице Советской.
Со всей страны в Тутаев продолжала съезжаться молодежь. Это был (в полном смысле слова) молодежный город, поэтому окончание строительства современного здания ЗАГС было как нельзя кстати. В это же время в городе начали функционировать колбасный цех, ателье мод и еще шесть объектов соцкульбыта.
Люди трудились с задором, с уверенностью в завтрашнем дне завода, родного города и страны в целом. Один за другим включались в работу производственные мощности. Планы принимались и перевыполнялись.
В 1988 году был образован отдел внешнеэкономических связей, поскольку продукция ТМЗ поставлялась в республики СССР, государства социалистического содружества - Чехословакию, Румынию, Венгрию, Китай, на Кубу. А также в Канаду, Никарагуа, Австралию, Аргентину, Грецию, Египет, Иран, Ирак. Всего в 55 стран мира.
Рос вширь и ввысь Тутаев, где гражданское строительство набирало небывалые темпы. В 1989 году открылась городская баня, построенная по одному из новейших проектов банно-прачечных комбинатов. Наконец-то в Тутаеве вместо деревянного здания автостанции появился достойного вида автовокзал на 100 мест. На отделочных работах были задействованы заводчане. В городе появился хлебозавод. Районная котельная стала давать тепло в благоустроенные квартиры тутаевцев.
Предприятие вплоть до 2000 года содержало на своем балансе всю инфраструктуру города Тутаева. Все коммунальные предприятия, детские сады, Дворец культуры и спортивно-оздоровительный комплекс являлись структурными подразделениями завода, а все работающие в данных учреждениях состояли в штате и получали заработную плату на заводе.
1991 году в Тутаеве проживало более 46 тысяч человек, из них на Тутаевском моторном заводе работало около четверти.
Образно говоря, Тутаев стал городом-заводом. Моторостроители жили мечтами о завтрашнем дне и верили в самое лучшее.
Девяностые годы стали для тутаевских моторостроителей временем полной хозяйственной самостоятельности и вместе с тем серьезным испытанием на прочность.
В 1992 году Тутаевский моторный завод достиг выпуска десяти модификаций 8-цилиндровых двигателей типа ЯМЗ-842 для тракторов и погрузчиков Кировского завода, автомобильных тягачей, аэродромных тягачей, фронтальных погрузчиков, колесных тягачей Минского и Белорусского заводов, Минского завода самоходных тягачей, самоходных скреперов и самосвалов Могилевского автозавода.

В 1993 году во исполнение Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» путем преобразования государственного предприятия «Тутаевский моторный завод» создано акционерное обществ открытого типа «Тутаевский моторный завод» (АООТ «ТМЗ»).
В рыночных условиях вскрылись экономические проблемы предприятия. Технические связи ТМЗ с Ярославским моторным заводом были неразрывны, так как завод специализировался на выпуске серийной продукции строго определенной номенклатуры - агрегатов, узлов и заготовок - для головного предприятия ЯМЗ.
В результате экономических преобразований ТМЗ, с его большими производственными мощностями, ориентированными на выпуск перспективной продукции, оказался без собственной конструкторской и экспериментально-исследовательской базы.
Помимо этого, возникла проблема сбыта продукции. Как следствие, спрос на продукцию тутаевских моторостроителей резко упал. Переход на рыночные отношения для всех предприятий был нелегким.
Для Тутаевского моторного завода это усугубилось тем, что он вошел в рыночные отношения, не имея законченного технологического цикла...
По материалам книги "Тутаевский моторный завод. 40 лет"


130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!